1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота 1 мтап
вернуться в раздел

Сформирован 25.02.1938 г. на основе приказов наркома ВМФ из бывшей 27-й минно-торпедной авиаэскадрильи ВВС КБФ. Место базирования – аэродром Беззаботное. Материальная часть: самолеты У-2, Р-5, Р-6 и один ДБ-3, полученный в конце 1937 г. в качестве опытного образца.

Полк, который создавал и возглавил выдающийся командир майор Е.Н. Преображенский, принимал участие в Советско-финской войне, базируясь на аэродроме Клопицы. 30.11.1939 г., в первый день боевых действий, 3-я аэ, вооруженная бомбардировщиками ДБ-3, атаковала нефтяные хранилища в порту Хитаниеми (Hietaniemi) на восточной окраине Хельсинки. Но часть бомб упала на густонаселенный район Хельсинки. По финским данным, погибли 91 человек, еще 236 были ранены.

В последствии эта эскадрилья также активно участвовала в бомбардировках объектов на территории Финляндии, была награждена орденом Красного Знамени, а ее командиру, майору Н.А. Токареву присвоено звание Героя Советского Союза. 15.01.1940 г. полк перебазировался на аэродром около эстонского порта Палдиски и начал минирование фарватеров, ведущих в основные финские порты Турку, Ханко и Васа.

Полк организованно встретил начало Великой Отечественной войны. Невероятно сложную задачу пришлось решать личному составу 1-го мтап 30 июня 1941 г. Танки и мотопехота врага вышли к Двине, грозя вскоре направиться к Ленинграду. Командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц приказал всеми имеющимися силами бомбардировочной и минно-торпедной авиации наносить удары по войскам неприятеля в районах Екабпилса и Даугавпилса. Для выполнения задачи выделили 46 наиболее подготовленных экипажей из 1-го и 57-го мтап (ДБ-3 и ДБ-3Ф), а также 73-го бап (СБ). Авиаторов практически не успели подготовить к выполнению задачи. Им предстояло преодолеть расстояние 400 – 500 км, не зная точно обстановки, ПВО противника и условий погоды.

К цели выходили разрозненные группы и одиночные самолеты, которые часто становились жертвами четверок и шестерок «мессершмиттов». В течение четырех часов они атаковали разные советские подразделения, преследуя их на глубину до 30 км за линию фронта. Низкая облачность помогла отдельным нашим летчикам оторваться и привести израненные машины на аэродромы. В 99 самолето-вылетах пропали без вести или погибли 18 ДБ-3 и 16 СБ из состава ВВС КБФ, а не менее 18 машин получили серьезные повреждения. Вдобавок нескольких самолетов лишилась фронтовая авиация. За 30 июня в эскадре JG54 получили разной степени повреждения шесть «мессершмиттов», а еще два разбились вместе с летчиками. Впервые с начала Великой Отечественной авиаторы «Зеленого сердца» стали жертвами тарана – мл. лейтенант П.С. Игашов ударил плоскостью горящего торпедоносца «мессер»; три члена советского экипажа и немецкий пилот погибли.

В августе 1941 г. полк получил пополнение в виде 26 ДБ-3, переданных из 57-го бап КБФ. 27.08.1941 г. звено ДБ-3 из 1-го мтап, взлетевшее с аэродрома Когул, атаковало немецкий конвой, шедший в Ригу. Бомбардировщиков прикрывали два звена И-153 из 12-й Краснознаменной оаэ (61-я иабр КБФ). ДБ-3 были перехвачены группой Bf 109, которым в районе Виндавы удалось сбить ДБ-3 капитана Е. Есина. Несмотря на потери, полк успешно выполнял боевые задания, нанес немалый урон противнику.

11.11.1941 г. звено ДБ-ЗФ, возглавляемое И. Гарбузом было переведено в 72 сап СФ – было положено начало созданию минно-торпедной авиации на Севере.

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм, приказом наркома ВМФ № 10 от 18.01.1942 г. полк преобразован в 1-й гвардейский мтап ВМФ.

 
Узнайте больше
На пути от ДБ-3 к Ил-4