Испытатели-рекордсмены
вернуться в раздел
Амет-Хан Султан
Совершил 603 боевых вылета, а за время послевоенной испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов с налётом 4237 ч.

Статистика

603 боевых вылета, провел около 150 воздушных боев, одержал 33 победы лично и 19 в группе, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Испытал 107 единиц военной или военно-космической техники, имел общий налет 4237 часов.

Биография

Родился 25 октября 1920 г. в Алупке (южный берег Крыма) в семье рабочего. Отец — лакец из Дагестана, мать — крымская татарка. В 1937 г. окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе, после окончания которого работал слесарем в железнодорожном депо и одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с февраля 1939 г. В 1940 г., по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы им. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом, где на самолете И-15бис встретил войну.

Кем был

За годы войны вырос от младшего лейтенанта до майора, штурмана полка асов (9-й гвардейский). Последний воздушный бой майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 г. над аэродромом Темпельхоф, у Берлина, сбив «фокке-вульф». После окончания войны вместе с другими лётчиками-асами направлен на учёбу в академию в Монино, но не окончил ее, был уволен в запас. Однако всеми силами стремился вернуться к лётной профессии, что удалось в феврале 1947 г. – Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. Осуществил первую в стране автоматическую дозаправку в воздухе на самолёте Ту-2, выполнил программу испытаний перехватчика И-320, пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета-3», испытал новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах Як-15, Як-25, МиГ-15 и провел многие другие работы.

Чем знаменит

Защищал, в том числе, Ярославль, сражался под Воронежем и Сталинградом, где вошел в группу советских асов и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, с которым прошел по дорогам войны до Победы.

Места сражений

Воевал под Ростовом, на Брянском, Юго-Западном, Ста­линградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах, освобождал родной Крым.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Открыл боевой счет 31 мая 1942 г., израсходовав в атаках весь боезапас, таранил вражеский бомбардировщик «юнкерс-88», после чего выпрыгнул из кабины на парашюте. За подвиг был награжден именными часами и почётной грамотой, а затем орденом Ленина. Бои под Сталинградом отличались исключительным упорством и ожесточением – при обороне города выполнил около 100 боевых вылетов, Амет-Хан сбил лично 6 и в группе 7 вражеских самолетов, хотя и сам был подожжен, спасся на парашюте.

Обстоятельства смерти

Погиб 1 февраля 1971 г. в авиационной катастрофе при испытании летающей лаборатории на основе самолета Ту-16 на 51-м году жизни.

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и «Знак Почёта». Именем Героя-летчика названы площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале.