Конструкторы
вернуться в раздел
Бартини Роберт Людвигович
Советский авиаконструктор, ученый и философ, уроженец Италии.

Статистика

Два раза самолет Ер-2 запускали в серийное производство: осенью 1940 г. в Воронеже, после чего построили 71 экземпляр с бензиновыми моторами в 1941 г., и летом 1943 г., в Иркутске, следствием чего стал выпуск 391 самолета с дизельными моторами в 1943 — 1945 гг.

Биография 

Родился 14 мая 1897 г. в г. Фиум, Австро-Венгрия (ныне Хорватия), был приёмным ребенком в знатной и богатой семье. Получил блестящее разностороннее образование, владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны, в ходе Брусиловского прорыва попал в плен к русским, увлекся идеями революции. Вернувшись в 1920 г. в Италию вступил в компартию, передав товарищам полученное в наследство состояние, закончил институт в Милане, научился летать, а после прихода к власти Муссолини эмигрировал в СССР. Первоначально работал в Чкаловской, под Москвой, и Севастополе, в 1930 г. был назначен главным конструктором опытного завода ГВФ, и вскоре приступил к созданию пассажирских цельнометаллических самолетов «Сталь-6» и «Сталь-7» (на обоих были установлены мировые рекорды скорости на больших дистанциях). Последовало решение переделать «Сталь-7» в дальний бомбардировщик, однако необоснованный арест Бартини в феврале 1938 г. привел к тому, что работу, названную ДБ-240, возглавил его помощник В.Г. Ермолаев.

Чем знаменит

Бомбардировщик ДБ-240 был запущен в серию под обозначением Ер-2 («Ермолаев-2»), строился двумя авиазаводами. После освобождения из тюрьмы в 1948 г. Бартини выполнил свыше 60 проектов самолетов, в том числе такие уникальные, как дальний разведчик с ядерной силовой установкой, вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (экраноплан). Практически все задумки гениального ученого имели необычный вид. К сожалению, абсолютное большинство проектов не получили тогда развития, поскольку опережали своё время. Бартини увлекался философией, взаимосвязанностью физических величин, был автором уникальной теории шестимерного мира, получившей название «мир Бартини». Один из идейных вдохновителей развития советской космической программы.

Места сражений

Бомбардировщики Ер-2 вступили в бой в ночь 10 августа 1941 г. в ходе налета на Берлин. Два полка — 420-й и 421-й — защищали Москву; 66 летчиков, штурманов, стрелков, других авиационных специалистов отдали свои жизни за столицу в 1941 г. Наиболее ярким эпизодом военной биографии этих самолетов вероятно стало разрушение крупного вражеского штаба около Смоленска четверкой «еров» 20 января 1942 г., о котором проинформировали И.В. Сталина. В целом военная судьба машины оказалась неудачной: она не смогла заменить Ил-4, как первоначально планировалось, прежде всего из-за недостаточной надежности двигателей. Ер-2 стал самолетом «несбывшихся надежд».

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Кроме А.И. Молодчего из 421-го ап, награжденного за подвиги на Ер-2 первой Золотой Звездой, к званию Героя Советского Союза был представлен капитан А.С. Гайворонский, выполнивший к октябрю 1942 г. 18 успешных боевых вылетов днем и 54 ночью. По неизвестной причине летчика удостоили только ордена Ленина; он не вернулся с боевого задания в ночь на 1 сентября 1943 г., совершив около 120 боевых вылетов.

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 6 декабря 1974 г. в возрасте 77 лет.

Государственные награды и регалии

Кавалер ордена Ленина, комбриг.