Гвардейцы-штурмовики. Часть 1
вернуться в раздел

История этого славного авиационного соединения началась в конце весны 1942 г., в тяжелое для страны время, когда немецкие наземные войска и авиация активизировали боевые действия после тяжелой для них зимы 1941-1942 гг. В конце мая полковник Горлаченко М.И. получил приказание срочно возглавить 226-ю штурмовую авиадивизию. Его хорошо знали в наших ВВС: Михаил Иосифович добровольцем воевал в Испании, участвовал в советско-финской зимней войне, успешно командовал 198-м шап в битве под Москвой.

Впервые самолеты 226-й шад перелетели линию фронта 30 мая 1942 г., причем боевой счет открыл 800-й шап. Оперативная сводка дивизии за 30 мая гласит, что шестерка самолетов Ил-2 во взаимодействии с истребителями 31-го иап нанесла удар по аэродрому Курск-западный: «Штурмовка производилась с высоты бреющего полета, с взмыванием для атаки на высоту 50-70 метров. Зенитная артиллерия противника оказала сильное противодействие. В результате удара было уничтожено и выведено из строя до 15 вражеских самолетов разных типов… Своих потерь не было».

В течение июня – августа 1942 г. дивизия, куда кроме 800-го входили 504, 505 и 568-й шап в составе 8-й ВА наносила штурмовые удары по противнику, наступавшему на харьковском, затем на сталинградском направлениях. Вражеская авиация в этот период значительными группами (до 50 самолетов и более) подвергала бомбардировке советские войска на поле боя. Немецкие истребители занимались главным образом прикрытием районов сосредоточения своих войск и, устраивая засады в воздухе, препятствовали действиям наших штурмовиков.

В середине июля 1942 г. вышел приказ наркома обороны СССР И.В. Сталина об использовании самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков. В нем говорилось:

«Мы располагаем штурмовиками Ил-2, которые являются лучшими дневными бомбардировщиками против танков и живой силы противника. Таких ближних бомбардировщиков нет ни в одной другой армии. Мы можем и должны значительно увеличить наши дневные бомбардировочные удары по противнику, но для этого надо немедля покончить с вредной практикой недооценки самолетов Ил-2 как дневных бомбардировщиков и добиться того, чтобы ни один самолет Ил-2 не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки».

Приказ предписывал увеличить бомбовую нагрузку самолета Ил-2 с 400 кг бомб до 600, то есть в полтора раза. В действительности, многие летчики ранее вылетали на задания, неся всего по 150 – 250 кг разных бомб, используя только мощь стрелкового и реактивного вооружения. Нелегко для летчиков далось выполнение этого приказа. Некоторые авиаторы опасались за прочность конструкции самолета при такой нагрузке, предполагали ухудшение его аэродинамических качеств. Однако первые вылеты с увеличенной бомбовой нагрузкой рассеяли опасения маловеров. Штурмовик выдержал, доказал какие огромные резервы были заложены при его создании КБ, руководимым С.В. Ильюшиным.

Многие летчики и командиры достойно проявили себя в то трудное время. Среди них командир 505-го шап майор Л.К. Чумаченко. Он находил время на все – и на обучение летчиков, и на выполнение боевых заданий. Машиной управлял виртуозно, мастерски, воевал храбро. Смело вступал в воздушные бои с самолетами противника, случалось, сбивал их. Однажды в его машину попал снаряд вражеской зенитной пушки. Он пробил броню капота, повредил картер двигателя. В кабину ударило горячее масло и с головы до ног окатило командира. И все же майор отбомбился по заданной цели и с неимоверными усилиями дотянул штурмовик до своего аэродрома.

В сентябре 1942 г. летчики 226-й шад совершили 424 боевых самолето-вылетов и каждый был связал с огромным риском. Но ситуация под Сталинградом продолжала ухудшаться; истребители люфтваффе господствовали в небе, все боевые вылеты требовали предельной отдачи от каждого экипажа. В ходе напряженной битвы штурмовики дивизии уничтожали танки и артиллерию, помогали наземным войскам, атаковали неприятельские аэродромы, наносили удары по колоннам и скоплениям войск противника. К концу 1942 г. 226-я шад представляла собой хорошо слаженное и испытанное в боях авиасоединение. Хорошо проявили себя к тому времени командование, политотдел и штаб дивизии. Поэтому управлению дивизии была оказана честь возглавить один из формирующихся авиакорпусов. С 19 декабря 1942 г. 226-ю шад возглавил подполковник Ф.З. Болдырихин.

К этому времени ситуация на берегах Волги резко изменилась. Перейдя в контрнаступление, советские войска окружили 6-ю армию генерала Паулюса. Важное место занимала борьба с транспортной авиацией врага, снабжавшей попавшую в котел группировку. В течение 20 – 23.12.1942 г. авиаторы авиадивизии проявили большую боевую активность в борьбе с танковой группировкой Манштейна, стремящейся прорвать кольцо окружения. С конца 1942 г. в дивизию начали поступать первые двухместные штурмовики Ил-2, что повысило их шансы в борьбе с истребителями противника.

За проявленные в боях отвагу, стойкость, дисциплину и героизм личного состава преобразована в 1-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию (18 марта 1943 г.) и удостоена почётного наименования «Сталинградской». Как следовало из документов, за период сражения у Волги экипажи выполнили 1458 боевых самолето-вылетов, уничтожили и повредили большое количество боевой техники противника, в том числе 211 самолетов (198 на аэродромах и 13 в воздухе), 633 танка и 2569 автомашин. Кроме того, было уничтожено 9 складов с горючим и боеприпасами, 41 батарея полевой артиллерии, 53 зенитные точки, свыше 6 тыс. солдат и офицеров.