Конструкторы
вернуться в раздел
Ильюшин Сергей Владимирович
Самолетов конструкции С.В. Ильюшина за годы войны выпустили более чем разработанных любыми другими нашими КБ.

Статистика

В 1941 — 1945 гг. было построено более 36 000 штурмовиков Ил-2 и 2500 его развития Ил-10, свыше 6000 Ил-4; самолетов конструкции С.В. Ильюшина выпустили более чем разработанных любыми другими КБ. Созданный после эвакуации в конце 1941 г. в Куйбышеве авиационный центр из заводов № 1 и 18 ежемесячно в 1943 — 1944 гг. поставлял на фронт по 700 — 750 грозных штурмовиков.

Биография

Родился 18 марта 1894 г. в деревне Дилялево Вологодской губернии в бедной крестьянской семье, причем был последним, 11-м ребенком. В 15 лет ушел из дома на заработки. Осенью 1910 г. на Комендантском аэродроме Санкт-Петербурга на первом Всероссийском празднике воздухоплавания увидел полеты знаменитых авиаторов, что оказало решающее влияние на всю жизнь. Окончив Военно-воздушную инженерную академию им Жуковского, Ильюшин в 1926 — 1931 гг. работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, затем более года — помощником начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части, после чего организовал собственное Опытное конструкторское бюро.

Чем знаменит

Первенцем ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, на котором 17 июля 1936 г. летчик В.К. Коккинаки установил первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ), затем ряд других рекордов. Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы дальние бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), а также «летающий танк» — бронированный штурмовик Ил-2, самый массовый советский самолёт. Трудно переоценить роль обоих машин в Великой Отечественной войне, а опыт применения Ил-2 оказал решающее влияние на последующее развитие штурмовой авиации. С 1943 г. Ильюшин сосредоточился на постройке пассажирских самолетов, из которых наиболее массовыми стали Ил-14, Ил-18 и Ил-62, создал не только ряд прекрасных машин, но и свою школу в самолётостроении.

Места сражений

Экипажи самолетов Ил-4 составляли основу дальней авиации — Авиации дальнего действия всю войну; на них бомбили как дальние стратегические цели врага, так и его фронтовой тыл. Появление в 1941 г. бронированных штурмовиков Ил-2 явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на тактические недостатки и большие собственные потери, они наносили ему серьезный урон, оказывали на врагов деморализующее действие, с большим успехом громили танковые и моторизованные колонны немцев. Ил-2 постоянно совершенствовались и принимали участие во всех сражениях Великой Отечественной, составляя в 1943 — 1945 гг. от 30 до 35% парка наших ВВС.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Действуя на поле боя, под огнем зенитных средств и атаками истребителей врага, наши штурмовики, демонстрировали мужество и высокое мастерство, при этом сотни и тысячи авиаторов особенно отличились: штурмовиков награждали, и справедливо, чаще, чем любых других авиаторов. 26 летчиков были удостоены звания Героя Советского дважды, а В.А. Алексеенко из 15-го и Т.Я. Бегельдинов из 141-го гвардейских шап, вероятно, выполнили больше других успешных боевых вылетов на Ил-2 — 292 и 305, соответственно!

Обстоятельства смерти

В Москве 9 февраля 1977 г. на 83-м году жизни.

Государственные награды и регалии

Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда, награжден семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, другими орденами и медалями. Он является абсолютным рекордсменом по числу полученных Сталинских премий, награждался семь раз. Кроме того, являлся лауреатом Ленинской и Государственных премий. Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.