Истребители
вернуться в раздел
Катрич Алексей Николаевич
Совершил первый высотный таран, защищая Москву от врага.

Статистика

Совершил 258 боевых вылетов, провел 27 боев, сбил лично и в группе 14 вражеских самолетов. Особое летное мастерство проявил летом 1943 г., уничтожив вместе с ведомыми ночью четыре разведчика «юнкерс-88», пытавшихся прорваться к столице. 

Биография

Родился 25 октября 1917 г. в деревне Алексеевка Харьковской области, в семье лесничего. С детства мечтал стать ветеринарным врачом. После 7 классов сельской школы, работал в колхозе, затем окончил рабфак Харьковского зоотехнического института. В 18 лет по комсомольскому призыву поступил в Чугуевское военно-авиационное училище, которое окончил в 1938 г., в совершенстве овладел боевым истребителем, имел отличную технику пилотирования, служил и воевал в Подмосковье.

Кем был

В бой с врагом вступил летом 1941 г. лейтенантом, командиром звена 27-го иап ПВО. В июле 1942 г. был переведен в 12-й гвардейский иап, продолжая защищать столицу. В конце войны майор Катрич занимал должность заместителя командира (штурмана) полка. После Победы продолжал службу в авиации. В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г. – Военную академию Генерального штаба. В 1964 – 1967 гг. был заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в 1967 – 1973 гг. командовал 16-й воздушной армией, затем до 1987 г. занимал должность первого заместителя начальника Управления гражданской авиации СССР.

Чем знаменит

Таран вражеского разведчика 11 августа 1941 г. вошел в историю Великой Отечественной войны как первый высотный. Его выполнил на высоте 8000 м лейтенант 27-го иап ПВО Алексей Николаевич Катрич, причем выполнил филигранно, сохранив истребитель, который мастерски посадил на своем аэродроме. Летом 1943 г. получил именной самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области И.Д. Фролова, а с лета 1944 г. летал на Як-9 с надписью «Харьков – земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу», построенному на средства Харьковского управления лесного хозяйства.

Места сражений

Москва, Подмосковье.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

При выполнении высотного тарана не только проявил смелость и мужество, но также высочайшее летное мастерство, что позволило сохранить поврежденную при ударе и посадке машину – истребитель МиГ-3.

Обстоятельства смерти

Скончался 25 ноября 2004 г. в Москве после тяжелой и продолжительной болезни в возрасте 87 лет.

Государственные награды

Ордена Ленина, Октябрьской Революции, четыре ордена Красного Знамени, Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, ордена Почёта и За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3 степени. Одному из первых в 1965 г. было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».