Конструкторы
вернуться в раздел
Микоян Артем Иванович
Под его началом разработано более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения, на них установлено 55 мировых рекордов.

Статистика

Встретив войну на границе, истребители МиГ-1 и МиГ-3 особую роль сыграли при воздушной обороне Ленинграда и Москвы в 1941 г., где не только вели борьбу с авиацией противника, но также использовались для штурмовки наземных войск, вели разведку. В последующие годы преимущественно применялись в системе ПВО, учитывая установленный на них мощный и высотный мотор.

Биография

Родился 5 августа 1905 г. в горном селении Санаин Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье, где воспитывалось пятеро детей. В 1923 г. поступил на работу на завод в Ростове-на-Дону, учился в школе ФЗУ. Большое влияние на младшего брата оказал Анастас Микоян, видный деятель партии и государства, соратник И.В. Сталина. После службы в армии, Артема направили на учёбу в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, затем как инженер он стал военным представителем на авиазаводе № 1 в Москве. Когда руководство НКАП решило в конце 1939 г. создать на заводе новый опытно-конструкторский отдел, его руководителем назначили молодого авиаконструктора Микояна.

Чем знаменит

Первая работа принесла удачу – коллективом А.И. Микояна по замыслу Н.Н. Поликарпова был построен и запущен в массовую серию истребитель МиГ-1, затем ставший МиГ-3. В годы войны под руководством А.И. Микояна и его заместителя М.И. Гуревича были разработаны 13 типов самолетов, а полученный опыт позволил ОКБ в сжатые сроки  решить задачу создания отечественного реактивного истребителя. Построенный в 1947 г. истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом принес Микояну мировую известность; благодаря  исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надежности в эксплуатации, а также выдающимся летно-техническим и боевым качествам, он приобрел славу «самолета-солдата». Удачными оказались и многие последующие проекты, прежде всего МиГ-21, а МиГ-25, созданный в 1964 г., превзошел все истребители мира по максимальной скорости и потолку, что подтвердил целый ряд установленных мировых рекордов. Всего под руководством Микояна разработано более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения, на них установлено 55 мировых рекордов.

Места сражений

Встретив войну на границе, истребители МиГ-1 и МиГ-3 особую роль сыграли при воздушной обороне Ленинграда и Москвы в 1941 г., где не только вели борьбу с авиацией противника, но также использовались для штурмовки наземных войск, вели разведку. В последующие годы преимущественно применялись в системе ПВО, учитывая установленный на них мощный и высотный мотор.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Вступил в бой на южной границе и сбил за первые 20 дней войны с Германией 5 вражеских самолетов лично и 2 в группе лейтенант К.Е. Селивёрстов из 55-го иап. Наиболее результативно сражался на «мигах» лейтенант 16-го иап ПВО Москвы лейтенант И.Ф. Голубин, который осенью – зимой 1941 г. сбил 10 вражеских самолетов лично и 2 в группе. К сожалению, оба летчика-героя погибли.

Статистика

Завод № 1 быстро нарастил производство «мигов», выпустив 120 машин в 1940 г. и 3100 в следующем, что сделало эти машины главными противниками асов люфтваффе в начале войны.

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 9 декабря 1970 г. от сердечного приступа в возрасте 65 лет.

Государственные награды и регалии

Академик, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий, был награждён шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды. В Москве есть улица Авиаконструктора Микояна.