Применение тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8)
вернуться в раздел

Самолет ТБ-7 (впоследствии Пе-8) тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, стоявший на вооружение Дальней авиации – Авиации дальнего действия на протяжении всей войны. Выпуск этих кораблей развернулся незадолго до войны и продолжался до 1944 г. Серийные самолеты выпуска 1941 г. оснащались новыми мощными дизельными моторами М-40 и М-30, которые, как тогда казалось, обеспечат кораблям повышенную дальность полета. Однако первое боевое применение ТБ-7, состоявшееся в ночь на 10 августа 1941 г., показало исключительную ненадежность авиационных дизилей. Тогда при налете на Берлин с грузом из шести ФАБ-500 на каждом корабле (в три раза больше, чем могли взять по дальним целям самолеты ДБ-3ф) многие двигатели на большой высоте остановились, и приходилось снижаться до 3000 м, чтобы вновь запустить моторы. А отказ одного из четырех моторов при взлете был чрезвычайно опасен и мог привести к катастрофе.

Начало истории этого полка было положено 29 июня 1941 г., когда полковник В.И. Лебедев получил указание И.В. Сталина о формировании полка особого назначения. Соответствующий приказ датирован 6 июля. В Монино личный состав проходил теоретическую подготовку и тренировки в барокамере, а в Казани получал материальную часть, и в течение примерно месяца осваивал ТБ-7. Полк получил название 412-й тбап. А 29 июля 1941 г., Героя Советского Союза комбрига М.В. Водопьянова и полковника В.И. Лебедева вызвал в Кремль и принял И.В. Сталин. Присутствовали нарком авиапромышленности А.И. Шахурин, начальник ГУ ВВС генерал И.Ф. Петров, известный полярник и летчик Герой Советского Союза М.И. Шевелев и др.  

«Несмотря на напряженную обстановку, на грозную опасность, нависшую в те дни над нашей Родиной, товарищи Сталин и Молотов (последнего в действительности в Кремле тогда не было. – Прим. авт.) были настроены бодро. Ни тени волнения и нервозности не чувствовалось в их поведении и разговоре», – потом вспоминал Викторин Иванович Лебедев. – "Ну садитесь, рассказывайте, как у вас дела с самолетами и кадрами?" – такой фразой встретил нас Сталин.

Я докладывал первым. Коротко, стараясь не занимать ненужными подробностями время Иосифа Виссарионовича, я рассказал о наших машинах, их возможностях, данных, достоинствах и недостатках. Однако тов. Сталин неоднократно прерывал меня вопросами. Он интересовался каждой деталью, обнаруживая глубокое знание авиационной техники. Достал карты, говоря: "А ну-ка давайте прикинем, куда мы можем достать".

В эту встречу, которая продолжалась около трех часов, вопрос организации части и ее боевой работы был обсужден всесторонне. Аэродромы, базы, высоты, маршруты, вооружение кораблей – ну, буквально ничто не выпало из внимания вождя. Особенно интересовал его вопрос кадров. Ввиду того, что в тот момент не было достаточного количества летчиков и штурманов, могущих летать на кораблях ТБ-7, тов. Сталин предложил немедленно приступить к их подготовке…»

На этом же совещании были приняты по всем вопросам организации полка конкретные решений, получил необходимые указания нарком А.И. Шахурин. А в ночь на 10 августа с аэродрома Пушкин под Ленинградом стартовали 8 тяжелых корабля с моторами М-40Ф, из которых благополучно вернулись лишь три.

Летный состав, вошедший в состав боевых экипажей, имел высокую квалификацию, обладающий отличной подготовкой, способный летать в любых метеоусловиях днем и ночью на полный радиус тяжелого бомбардировщика. Он имел пять эскадрилий, которыми командовали соответственно подполковник Курбан, майор Тягунин, майор Егоров, полковник Алексеев, майор Дмитриев. Полк дислоцировался на подмосковном аэродроме Монино, имея на вооружении 12 самолетов ТБ-7, из которых 8 с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три с бензиновыми моторами М-35 и М-35А. Впрочем, тогда же началось перевооружение с дизелей на бензиновые высотные моторы АМ-35А. Возглавлял полк полковник Лебедев.

Его несколько раз переименовывали: сначала в 432-й, а в декабре 1941 г. – в 746-й, переведя на трехэскадрильный штат. В период наступления немецких войск на Москву, с 7 сентября по 29 октября 1941 г. полк наносил удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина, защищая столицу. Осуществлялись рейды на Берлин, Кенигсберг и Данциг. Всего в течение 1941 г. произведено 63 ночных самолета-вылета с общим налетом 345 ч 38 мин, сброшено на головы врагов 144 750 кг фугасных и зажигательных бомб.

1942 г. для полка был знаменателен двумя обстоятельствами: во-первых, полк вел значительно напряженнее, чем ранее боевую работу и во-вторых, выполнил особое правительственное задание по перелету наркома иностранных дел СССP В.М. Молотова в Англию и США (общей протяженностью 27 800 км), с чем успешно справился экипаж, возглавляемый Э.К. Пусэпом, благополучно вернувшись домой. Перелет на высоте до 8000 м продемонстрировал высокие качества ТБ-7.

Во исполнение приказа НКО СССР № 0097 от 21.5.1942 г. 746 авиационный полк дальнего действия явился основой формирования 45-й авиационной дивизии дальнего действия, выделив из своего состава основные руководящие кадры для управления дивизии и вновь формируемого 890-го авиационного полка дальнего действия (также на ТБ-7), передав ему личный состав и материальную часть 3-й эскадрильи. Командир полка в то время – майор Н.Д. Егоров.

Осенью 1942 г. ТБ-7 переименовали в Пе-8. Хотя бомбардировщик с четырьмя моторами АМ-35А удовлетворял основным требованиям военных, моторы заменили на М-82, поскольку выпуск АМ-35А к тому времени прекратили. Бомбардируя глубокие и ближние тылы и коммуникации противника и важные, в оперативном отношении, подступы к Сталинграду, полк в течение 1942 г, произвел 620 ночных самолето-вылетов с боевым налетом 2699 ч 29 мин. и сбросил 1 829 515 килограммов фугасных и зажигательных бомб и 42 759 тысяч экземпляров листовок.

1943 г. стал самым напряженным годом по интенсивности боевых действий проводимых частью. Захватчики, поставившее перед собой задачу окружить, а потом уничтожить войска Красной Армии расположенные на Курской дуге, сосредотачивали огромное количество войск и новейшего вооружения. Полк вместе с другими частями АДД подвергал ожесточенной бомбардировке различные военные объекты противника и непосредственно участвовал в операциях Красной Армии, нанося бомбардировочные удары по переднему краю наступающих войск врага и его артиллерийским позициям.

Характерно, что в эти напряженные дни бомбовая нагрузка на корабль возросла по отношению к 1941 г, более чем вдвое и достигла 6000 кг на каждый бомбардировщик. В это время полк стал применять сверхмощные крупнокалиберные бомбы весом в 5000 кг.

В тот год 746-й ап совершил 646 ночных боевых самолетовылетов с боевым налетом 3032 ч. 51 м., сбросил 2 463 155 кг фугасных и зажигательных бомб. На передний край и в тыл немецко-фашистских войск, а также советским гражданам на временно оккупированных гитлеровскими войсками территориях сброшено 8916 тысяч экземпляров листовок, рассказывающих правду о нашей стране, Красной Армии и неизбежности разгрома гитлеровских армий.

Полк произвел 36 ночных самолетовылетов на подавление артиллерийских позиций дальнобойных орудий противника, обстреливавших Ленинград, и сбросил на них 129 700 кг фугасных бомб.

За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом НКО СССР № 274 от 18 сентября 1943 г., 746 авиационный полк дальнего действия (командир с марта 1943 г. В.А. Абрамов) был преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. Приказом НКО ССССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му гв. ап дальнего действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками, за освобождение города Орел, присвоено почетное наименование Орловский.

В начале 1944 г. выпуск Пе-8 завершился – было построено 93 экз. с учетом опытных машин. Стремление построить как можно больше самолетов фронтовой авиации вынудила строить 4-моторные машины в ограниченных количествах. В 1944 г. боевую деятельность гвардейский полк закончил в августе. За 18 летных ночей полком совершено 156 самолето-вылетов, из них 34 по дальним целям противника. За этот период боевой налет составил 964 ч 04 мин. Экипажами сброшено за год 598 200 килограммов авиабомб.