Конструкторы
вернуться в раздел
Петляков Владимир Михайлович
Создатель самого массового советского двухмоторного бомбардировщика.

Статистика

В 1941 — 1945 г. заводы выпустили почти 11 500 самолетов Пе-2 в вариантах бомбардировщика, разведчика, истребителя и учебно-тренировочного, из которых абсолютное большинство построил головной завод в Казани. Пе-2 стал самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной войны.

Биография 

Родился 27 июня 1891 г. в селе Самбек близ города Таганрога в семье чиновника.

После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом МВТУ. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы А.Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолётов.

Кем был

В 1925 — 1937 гг. работал в ЦАГИ, занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал Туполева по сектору опытного самолетостроения, накопил значительный опыт конструкторской деятельности. Бригада Петлякова с лета 1934 г. проектировала тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42), призванный заменить устаревший ТБ-3, в итоге создав уникальную для своего времени машину. Однако в октябре 1937 г. по ложному обвинению был арестован А.Н. Туполев, а вслед за ним ближайшие сподвижники, включая В.М. Петлякова.

Чем знаменит

Находясь в заключении, получил задание возглавить постройку скоростного высотного двухмоторного истребителя, оснащенного турбокомпрессорами. Однако когда самолет «100» был готов, Петлякову было предписано срочно переделать его в пикирующий бомбардировщик. Всего 45 дней выделили коллективу на переработку конструкции. После выполнения и этого задания, успешных испытаний, самолет под обозначением Пе-2 запустили в серийное производство на двух авиазаводах, конструктора В.М. Петлякова и его единомышленников освободили из тюрьмы.

Места сражений

Количество самолетов новых типов постепенно возрастало. Так, если к началу вражеского наступления на столицу в октябре 1941 г. на всех фронтах действовали 95 Пе-2 (19% всей фронтовой бомбардировочной авиации), то к 5 декабря, когда началось контрнаступление под Москвой, имелось уже 172 Пе-2 (или 29%). Этими самолетами были полностью укомплектованы три первых бомбардировочных авиакорпуса Резерва Ставки, применявшиеся во втором и третьем периодах войны на направлениях главных ударов.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Самолет Пе-2, сыграл выдающуюся роль в достижении нашей победы. Среди командиров-новаторов необходимо первым указать И.С. Полбина, лично обучавшего подчиненных умелому отысканию целей, меткому бомбометанию с пикирования, активному ведению оборонительного воздушного боя... Будучи уже генералом, он продолжать выполнять наиболее сложные и ответственные задания, но погиб в 157-м боевом вылете от попадания шального зенитного снаряда у Бреслау 11 февраля 1945 г.

Обстоятельства смерти

При перелете 12 января 1942 г. из Казани, куда эвакуировали серийный завод и КБ, в Москву вылетел в кабине только что выпущенного самолета. В плохих метеоусловиях самолет разбился около Арзамаса, а все находившиеся на борту погибли. Владимиру Михайловичу было всего 50 лет, он был в самом расцвете творческих сил.

Государственные награды и регалии

Два ордена Ленина и орден Красной Звезды, удостоен Сталинской премии I степени. В его честь самолет ТБ-7 переименовали в Пе-8. Именем Петлякова названа улица в Казани.