Победа в Восточной Пруссии
вернуться в раздел

Восточно-Прусская операция, продолжавшаяся с января по апрель 1945 г., являлась одной из крупнейших стратегических наступательных операций Второй мировой войны. В ее результате Красная Армия окружила и уничтожила значительную группировку германских войск в Восточной Пруссии, освободила от противника северные районы Польши. Разгром восточно-прусской группировки вермахта обеспечил с севера подготовку и проведение нашего наступления на берлинском направлении, создал условия для ликвидации восточно-померанской группировки немцев, значительно ухудшил положение его курляндской группировки, прижатой к морю. Овладение крупными портами Кенигсберг и Пиллау улучшило условия базирования нашего флота в Балтике.

Идея Як-3 возникла в конце 1942 г. После появления на советско-германском фронте Bf 109G-2 стало ясно, что он превосходит по основным летным данным все модификации «яков». Как следствие, вышло сразу два постановления ГКО. Первое определяло мероприятия по улучшению характеристик серийных машин, прежде всего их скорости, на основе последних достижений аэродинамики и новых моторов М-106 с односкоростным нагнетателем (эти двигатели по размерам и весу были близки и даже взаимозаменяемы с М-105ПФ).

Второе постановление требовало спроектировать и построить к середине февраля 1943 г. опытный истребитель на основе Як-1 с уменьшенным крылом и мотором М-106, но уже с двухскоростным нагнетателем. Чтобы воплотить в жизнь эту идею А.С.Яковлев дал указание пересмотреть конструкцию истребителя с точки зрения максимальной весовой отдачи всех узлов и деталей. Облегчение истребителя позволило бы сохранить близкие к предшествующим «якам» нагрузки на крыло при снизившейся нагрузке на мощность и таким образом устранить серьезный недостаток всех советских истребителей с двигателем жидкостного охлаждения – относительно слабосильный мотор. Тем более что в процессе постройки опытного самолета выявилась неотработанность мотора М-106 и на новый истребитель пришлось устанавливать серийный двигатель М-105ПФ. А он не мог конкурировать в конце 1942 г. ни с немецким "Даймлер Бенц" DB 605А на Bf 109G, ни с английским Роллс-Ройс "Мерлином" 60-й серии на «Спитфайере».

Второе постановление требовало спроектировать и построить к середине февраля 1943 г. опытный истребитель на основе Як-1 с уменьшенным крылом и мотором М-106, но уже с двухскоростным нагнетателем. Чтобы воплотить в жизнь эту идею А.С.Яковлев дал указание пересмотреть конструкцию истребителя с точки зрения максимальной весовой отдачи всех узлов и деталей. Облегчение истребителя позволило бы сохранить близкие к предшествующим «якам» нагрузки на крыло при снизившейся нагрузке на мощность и таким образом устранить серьезный недостаток всех советских истребителей с двигателем жидкостного охлаждения – относительно слабосильный мотор. Тем более что в процессе постройки опытного самолета выявилась неотработанность мотора М-106 и на новый истребитель пришлось устанавливать серийный двигатель М-105ПФ. А он не мог конкурировать в конце 1942 г. ни с немецким "Даймлер Бенц" DB 605А на Bf 109G, ни с английским Роллс-Ройс "Мерлином" 60-й серии на «Спитфайере».

 

Например, Герой Советского Союза, командир 240-й иад, впоследствии маршал авиации Г.В. Зимин, так характеризовал истребитель после того, как облетал его:

«Это был, бесспорно, лучший из всех “яков”, вообще лучший истребитель из всех, какие я когда-либо знал. Машина была создана для воздушного боя. Только для боя. Простая, удобная, послушная, неприхотливая, очень маневренная, с высокой скоростью. Я был в восторге. Именно о таком самолете мечталось в начале войны. Появись он на три года раньше, был бы совсем иной итог нашей борьбы с люфтваффе, мы бы не имели таких потерь и гораздо быстрее завоевали бы господство в воздухе»

Источники

  1. Галицкий К.Н. В боях за Восточную Пруссию: Записки командующего 11-й гвардейской армией. М.: 1970. С. 96, 97.
  2. Кривошеев Г.Ф. и др. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М.: 1993. С. 227.
  3. Бомбы сброшены! М.: 2002. С. 207, 208.
  4. Василевский А.М. Дело всей жизни. М.: 1978. С. 447, 448.
  5. Военно-исторический журнал. 1965. № 2. С. 81, 82; 1970. № 2. С. 17, 18.
  6. Сборник тактических примеров из Великой Отечественной войны. Вып. 6. М.: 1952. С. 26.
  7. ЦАМО РФ. Ф. 403. Оп. 9657. Д. 420. Л. 84.