Конструкторы
вернуться в раздел
Поликарпов Николай Николаевич
Заслужил в 1930-е годы титул «короля истребителей».

Статистика

Всего главный конструктор разработал свыше 80 самолётов различных типов. За период 1923-1940 гг. только на московском заводе № 1 было построено около 17 000 самолетов, преимущественно конструкции Поликарпова. Среди них разведчики Р-1, Р-5, Р-Z, ССС, истребители И-3, И-5, И-15, И-15бис, И-153. Ленинградский завод № 23 с 1929 по 1940 гг. построил около 11 000 учебных У-2, а с учетом послевоенного выпуска в Казани — более 40 000.

Биография

Родился 9 июня 1892 г. в селе Георгиевском Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив духовное училище, затем учился, но не закончил семинарию, поскольку поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, занимался на воздухоплавательных курсах. Работал на авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода, где до 1918 г. под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец».

Кем был

Один из первых советских авиаконструкторов, доктор технических наук, профессор, за которым в 1930-е годы закрепился неофициальный титул «короля истребителей», поскольку все находящиеся на вооружении самолеты этого типа были созданы под его началом. Воспитал целую плеяду авиаконструкторов, в том числе под его началом работали А.И. Микоян, М.К. Янгель, В.К. Таиров и др. Ранняя смерть не позволила Поликарпову завершить ряд интересных проектов.

Чем знаменит

Подлинную славу и любовь летного состава принесли Поликарпову истребители, причем И-16 в 1934 г., когда его построили, являлся самым скоростным среди машин своего класса в мире. Созданный им в 1928 г. полностью из отечественных материалов учебный У-2 оказался предельно прост в пилотировании, легко выполнял все фигуры высшего пилотажа, что обеспечило самолету успех и массовость.

Места сражений

Истребители И-15бис, И-16 и 153 составляли основу парка истребительной авиации ВВС Красной Армии летом 1941 г., в больших количествах применялись на всех фронтах до осени 1942 г. Учебные У-2 сыграли исключительную роль в подготовке кадров наших ВВС, а годы войны на них сформировали полки легкомоторной авиации для использования ночью.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

На «ишаках» и «чайках» советские летчики приняли неравные бои на границе, демонстрировали мужество и самоотверженность. В первый день Великой Отечественной войны тараном сбили вражеские самолеты старшие лейтенанты И.И. Иванов из 46-го иап около Луцка, П.А. Кузьмин из 127-го иап у Гродно, А.И. Мокляк из 67-го иап у бесарабского города Болград... Все вышеперечисленные герои погибли, но также погибли и вражеские экипажи.

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 30 июля 1944 г. от онкологического заболевания в возрасте 52 лет. Вероятно, тяжелая болезнь стала следствием трагических событий и неудач с самолетами (прежде всего И-180 и И-185), призванных заменить его более ранние истребители, фактической ликвидации коллектива, а также арест по ложным обвинениям в 1929 г.

Государственные награды и регалии

Два ордена Ленина, орден Красной Звезды. Дважды становился лауреатом Сталинской премии. Памятники установлены в Москве, Орле, Ливнах. Его именем назван пик на Памире, улица в столице.