Прибалтика 16 августа 1944 г
вернуться в раздел

Необычный случай произошел вблизи границы Прибалтики с Восточной Пруссией 16 августа 1944 г. в ходе воздушного боя, продемонстрировавший мужество советского летчика и исключительную прочность конструкции истребителя конструкции С.А. Лавочкина. Этот бой провел капитан Павел Николаевич Андреев из 32-го гв. иап (1-й гвардейский истребительный корпус). Пилотируя истребитель Ла-5ФН, он таранил вражеский истребитель на встречном курсе, но остался жив. Выполнив задание по разведке вражеского аэродрома Инстербург, капитан вместе с ведомым молодым лейтенантом С.Д. Пешковым возвращался домой в сторону Шауляя, когда заметил ниже и сзади два «фокке-вульфа». Положение и запас скорости позволяли советской паре свободно уйти, избежав воздушного боя, но наши летчики решили принять его, развернувшись навстречу неприятелю. В послевоенное время подполковник П.Н. Андреев вспоминал:

«Стремительно сближаемся на лобовых курсах. Фашисты попались упорные – не отворачивают. Не отворачиваю и я, но все же, чтобы избежать прямого лобового удара, дал немного левую ногу, самолет пошел с небольшим скольжением. Через несколько секунд на страшной скорости (сближение осуществлялось на скорости, близкой к 1200 км/ч) правая плоскость “лавочкина” ударилась о ведущий “фокке-вульф”. У того отвалилось больше половины правого крыла, он свалился в штопор, от которого уже не вышел до самой земли.

Мне повезло больше. У  “лавочкина” разрушилось около трети правой плоскости. Самолет сразу бросило вправо, но я громадным усилием удержал его от разворота, а затем, плавно двигая рулями, повел его на свой аэродром…»

На сильно поврежденном истребителе Ла-5ФН капитан Андреев все же дотянул до своего аэродрома и запросил по радио разрешение на посадку. Однако командир полка майор В.А. Луцкий, видя сильное повреждение самолета, решил не рисковать жизнью героя-летчика и приказал Павлу Николаевичу воспользоваться парашютом. Покинутый истребитель упал за краем аэродрома.

Павел Андреев родился 18 июня 1918 г. в Пензе. В 1932 г. окончил 7 классов школы. По окончании Пензенского аэроклуба работал в нём лётчиком-инструктором. В Красной Армии с 1 сентября 1941 г., а в Великой Отечественной войне участвовал с июня 1942 г. Первоначально служил в должности командира звена 640-го легкого ночного авиаполка, затем в звене управления созданной в то время 1-й истребительной авиационной армии, а после расформирования этого объединения – в 1-й гвардейской эскадрилье связи.

Мечтой летчика стало переучивание на истребителя и эту мечту удалось воплотить в жизнь. Как отмечал командир Герой Советского Союза майор В.И. Гаранин, «прибыв в 32-й гв. иап в декабре 1943 г. и впервые вылетев на истребителе Ла-5, Андреев в короткий срок вошел в семью боевых летчиков и превратился в одного из лучших воздушных бойцов». Указанный выше подвиг капитан Гаранин совершил в 42-м боевом вылете.

Не считая связной работы, всего выполнил около 90 боевых вылетов как летчик-истребитель, из них почти половину на разведку. Воевал до конца войны. Войну закончил заместителем командира эскадрильи. После Победы продолжил службу штурманом полка. С 1960 г. гвардии подполковник П.Н. Андреев в запасе. Награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.

Источники

  1. ЦАМО РФ.
  2. Исаев С.М. Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка. Часть I. 1941–1967 годы. М.: 2006.
  3. Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. М.: 1974. С. 198-200.