Ударная авиация
вернуться в раздел
Пусэп Эндель Карлович
Совершил уникальный трансатлантический перелет с В.М. Молотовым на борту.

Статистика

Совершил в годы войны 78 боевых вылетов на Пе-8 и 4 на B-25, в том числе 16 на дальние цели в Кёнигсберге, Будапеште, Данциге и др.  

Биография

Родился 1 мая 1909 г. на хуторе Самовольный, Енисейской губернии в семье эстонских крестьян-бедняков, переселившихся в Сибирь ещё до столыпинской реформы. Отец – Георгиевский кавалер. С детства мечтал стать лётчиком; окончив школу-семилетку, был отправлен в эстонско-финский педагогический техникум в Ленинграде, но вскоре перешёл в военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил в Вольске и успешно окончил её в 1929 г. Примерно два года совершенствовал навыки лётного дела в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков, затем работал там инструктором, был направлен в только что созданную эскадрилью «слепых» полетов и совершил первый перелёт по приборам из Ейска в Москву. С 1938 г. работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути, участвовал в поисках пропавшего в Арктике самолета С. Леваневского, несколько раз приземлялся на лёд дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Кем был

Первый боевой вылет на бомбардировку объектов Берлина выполнил 10 августа 1941 г., а к апрелю 1942 г., когда совершил беспримерный перелет в Великобританию и США, в составе 746-го авиаполка выполнил 30 вылетов в тыл врага. С октября 1942 г. – командир 890-го авиаполка АДД, в конце войны обучал экипажи пилотированию американских «крепостей» – 4-х моторных бомбардировщиков В-17 и В-24, поступление которых планировалось в нашу страну с осени 1944 г. С 1946 г. полковник Пусэп в запасе. Жил в городе Таллин. Был заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, членом ЦК КП Эстонии, работал министром социального обеспечения республики, Председателем республиканского комитета защиты мира. Депутат Верховного Совета СССР.

Чем знаменит

В мае 1942 г. ему было поручено доставить советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США. Командование остановилось на самом парадоксальном варианте: лететь без сопровождения истребителей на дальнем бомбардировщике из Москвы в Лондон, а потом через Исландию и Канаду в США, считая эту трассу наиболее безопасной, несмотря на необходимость лететь над территорией, занятой немецкими войсками. 28 апреля 1942 г. тяжёлый 4-моторный бомбардировщик Пе-8 вылетел из подмосковного Кратово, взяв курс на Великобританию, а 13 июня вернулся обратно. Экипаж лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. После успешного завершения переговоров и возвращения в СССР Пусэпу был присвоено звание Героя Советского Союза «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта».

Места сражений

Участвовал в боях на Украине, в Крыму, Белоруссии, Прибалтике, бомбардировал стратегические объекты врага в Берлине, Кёнигсберге, Бухаресте, Данциге, Варшаве, Хельсинки и др.

Случай проявления наивысшей степени героизма

При выполнении перелета на большой высоте без видимых ориентиров по маршруту Москва – Рейкьявик – Вашингтон и обратно продемонстрировал высочайшее летное мастерство; в ходе общего зимнего наступления Красной Армии неоднократно бомбил железнодорожные узлы Витебска, Смоленска, Орши, преодолевая мощную противовоздушную оборону противника. 

Обстоятельства смерти

Скончался в Таллине 19 января 1996 г. на 87-м году жизни.

Государственные награды

Герой Советского Союза награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени (трижды), Дружбы Народов, Красной Звезды (дважды), «Знак Почёта».