Ударная авиация
вернуться в раздел
Решетников Василий Васильевич
Прошел путь от младшего лейтенанта до генерал-полковника авиации, последний раз пилотировал самолет в 83 года.

Статистика

К 26 июня 1944 г. первым в своем 2-м гвардейском авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов. После этого занимался преимущественно инструкторской работой, поскольку боевые задания выполнять ему разрешали только в исключительных случаях. 307-й, последний боевой вылет капитан Решетников совершил 16 апреля 1945 г., обрушив бомбовый груз на оборонительные рубежи врага у Берлина — Зееловские высоты.

Биография

Родился 23 декабря 1919 г. в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск) в семье потомственных художников. Поступил на медицинский рабфак в 1933 г., но не окончил, вступил в Красную Армию. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу летчиков в звании мл. лейтенанта, получил назначение в Орел, затем переведен в Воронеж в резервный авиаполк. Здесь освоил самолет ДБ-3 и остался служить инструктором.

Кем был

На фронт попал в декабре 1941 г. в 751-й ап, ставший 8-м гвардейским, из которого выделился 19-й гвардейский — в его рядах Решетников встретил Победу, летая на Ил-4, дважды прыгал с парашютом за линией фронта, но возвращался в строй. Войну закончил в должности заместителя командира полка, продолжил службу. В 1956 г. окончил Военную академию Генштаба. Вскоре был назначен командиром дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Затем командовал тяжелобомбардировочным корпусом, с осени 1968 г. — заместитель, а с января 1969 г. — командующий дальней авиацией. Восемь лет до отставки в 1986 г. был заместителем Главнокомандующего ВВС.

Чем знаменит

Прошел путь от младшего лейтенанта, командира корабля до генерал-полковника, командующего Дальней авиацией. Решетников — единственный из ныне здравствующих летчиков, кто начал службу в Армии особого назначения (АОН) в Воронеже — предшественнике Дальней авиации. Весной 1959 г. вместе с генералом В.Т. Тарановым установил неофициальный мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой — 17 150 километров, проведя за штурвалом 20 часов. В последний раз поднялся в небо в 2003 г. в возрасте 83 года, когда на авиашоу в Монино управлял американским бомбардировщиком Б-25, прилетевшим из Австрии.

Места сражений

Днем и ночью, подчас в сложных метеоусловиях, выполнял боевые вылеты, в ходе которых бомбил цели в ближнем тылу врага, крупные железнодорожные узлы и станции, а также стратегические объекты в Берлине, Кёнигсберге, Хельсинки, Констанце.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

При бомбардировке Орши 28 февраля 1942 г. сбил немецкий ночной истребитель, экипаж которого погиб. Среди множества вылетов самым драматичным оказался тот, что состоялся в ночь на 21 июля 1942 г. на Кенигсберг: при возвращении бомбардировщик Решетникова попал в грозовой разряд, самолет Ил-4 развалился в воздухе. Из всего экипажа одному летчику удалось выпрыгнуть с парашютом, пробраться к своим и продолжить выполнять боевые задания, а трое остальных погибли или попали в плен. При обороне Сталинграда в сентябре 1942 г. метко сбрасывал бомбы в непосредственной близости от позиций наших войск.

Государственные награды

Герой Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, двумя орденами Красной Звезды. Именем Решетникова назван один из стратегических бомбардировщиков Ту-160 ВВС России.