Конструкторы
вернуться в раздел
Сухой Павел Осипович
Один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Статистика

Су-2 вступили в бой на Южном, Юго-Западном и Западном фронтах, понесли большие потери в первые месяцы войны, поскольку действовали без истребительного прикрытия. Они сыграли заметную роль в обороне Сталинграда, а с начала 1943 г. применялись уже не как ближние бомбардировщики, а корректировщики артиллерийского огня: под Ленинградом, Волховом, Курском.

Биография 

Родился 22 июля 1895 г. в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне – Витебской области, Республики Беларусь) в семье учителя народной школы. В раннем детстве семья переехала в Гомель, где Павел поступил и окончил с серебряной медалью гимназию. Самым сильным впечатлением юноши этих лет были показательные полеты над Гомелем аэроплана «Фарман», который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. В 1914 г. поступил в Московский университет, а затем Московское императорское техническое училище, в котором профессор Н.Е. Жуковский читал лекции и вел кружок воздухоплавания. Затем был призван в армию прапорщиком – шла Первая мировая война. После демобилизации в 1921 г. вернулся в Москву; днем Павел учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро, где проектировались дирижабли. Работая после в КБ А.Н. Туполева, входившем в структуру ЦАГИ, вначале – инженером-конструктором, затем начальником бригады и заместителем главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина».

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием ближнего бомбардировщика Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

Чем знаменит

До войны возглавил собственное КБ, большое внимание уделял созданию самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя – штурмовика Су-6, отличающегося высокими летно-техническими данными. После периода неопределенности, Сухой в конце 1956 г. был назначен генеральным конструктором, создает самолёты для советских ВВС и ПВО, включая всепогодный истребитель-перехватчик Су-15. Широкое мировое признание принесли Сухому истребитель-бомбардировщик Су-17М, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25; под его началом был спроектирован высокоманевренный истребитель-перехватчик Су-27.

Места сражений

Су-2 вступили в бой на Южном, Юго-Западном и Западном фронтах, понесли большие потери в первые месяцы войны, поскольку действовали без истребительного прикрытия. Они сыграли заметную роль в обороне Сталинграда, а с начала 1943 г. применялись уже не как ближние бомбардировщики, а корректировщики артиллерийского огня: под Ленинградом, Волховом, Курском…

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Действуя на поле боя, и в ближнем тылу врага экипажи Су-2 проявляли мужество и летное мастерство, наносили ощутимый урон противнику. 26 летчиков и штурманов были награждены звания Герой Советского Союза, а больше всего успешных вылетов на этом самолете выполнил капитан К.Я. Франчук – 197, включая 21 ночью.

Обстоятельства смерти

Павел Осипович Сухой скончался в Москве 15 сентября 1975 г. на 81-м году жизни.

Государственные награды и регалии

Доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, награжден трёмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почёта». Удостоен Сталинской, Ленинской и Государственных премий. В его честь названы улицы в Москве, Витебске и Гомеле, имя Сухого присвоено Гомельскому государственному техническому университету.