Конструкторы
вернуться в раздел
Туполев Андрей Николаевич
Любимый ученик Н.Е. Жуковского, патриарх отечественного самолетостроения.

Статистика

В довоенный период серийные заводы выпустили почти 7000 СБ и свыше 800 ТБ-3, а Ту-2 удалось внедрить в серию с осени 1942 г.; их построили до конца 1945 г. более 1200 экземпляров.

Биография

Родился 10 ноября 1888 г. в селе Пустомазово Тверской губернии в семье нотариуса. В 1908 г. поступил в МВТУ, где под руководством Н.Е. Жуковского занимался в воздухоплавательном кружке; участвовал в постройке планёра, сам поднялся в воздух. По окончании училища (1918), вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1935 гг. заместитель руководителя института. Сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Один из инициаторов внедрения дуралюмина в самолётостроение и использования схемы моноплана, в 1924-1925 гг. создал первые советские цельнометаллические самолёты.

Чем знаменит

КБ Туполева в 1930-1940-е годы создало бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики, рекордные самолеты, среди которых наиболее известными были ТБ-3, СБ и Ту-2 — все широко применялись в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы под его руководством разработан ряд военных и гражданских самолётов, в числе которых реактивный бомбардировщик Ту-16, первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104, уникальный турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, а также широко известные Ту-124, Ту-134, Ту-154. Всего было разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах Туполева завоёвано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, включая беспосадочные перелёты в США через Северный полюс, осуществлена высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

Места сражений

Бомбардировщики СБ и ТБ-3 широко применялись в первом периоде войны, способствовали, несмотря на большие собственные потери, срыву планов агрессоров. Бомбардировщики Ту-2 вступили в сражение осенью 1942 г. в ограниченных количествах, а в боях на Карельском перешейке в июне 1944 г. действовала уже целая дивизия этих грозных машин; многие историки считают Ту-2 лучшим двухмоторным бомбардировщиком периода Второй мировой.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

Невозможно перечислить всех героев, но хотелось вспомнить экипажи 1-го тяжелого авиаполка полковника И.В. Филиппова, которые в 1941 г. на тихоходных самолетах ТБ-3, отчаянно рискуя, днем и ночью бомбили живую силу и технику врага, доставляли грузы войскам, высаживали десанты...

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 23 декабря 1972 г. в возрасте 84 лет.

Государственные награды и регалии

Академик, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Сталинской и лауреат Ленинской премий, был награждён восемью орденами Ленина, шестью другими орденами. Уникальными можно считать Большую золотую медаль ФАИ, итальянскую премию им. Леонардо да Винчи, французскую Золотую медаль основоположников авиации, которые вручили А.Н. Туполеву. Его имя носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти.