Истребитель Як-9 создавался под руководством А.С. Яковлева летом – осенью 1942 г. с учетом накопленного опыта эксплуатации самолетов «як» на фронтах войны. Огромную труд в эту машину вложил заместитель главного конструктора на Новосибирском заводе № 153 К.А. Вигант. Впоследствии это был самый массовый истребители советских ВВС – их построили 16 769 экземпляров, включая более 14 500 в годы войны.

Как самолеты Як-1 и Як-7, Як-9 представлял собой одноместный фронтовой истребитель, прототипом которого стал сначала дальний истребитель Як-7Д, а затем его облегченный вариант Як-7ДИ. Он отличался от серийных Як-7б, которые в то время выпускали в Новосибирске, тем, что от деревянного крыла конструкторы перешли к крылу смешанной конструкции (полки лонжеронов выполнялись из дюралюминия вместо сосны), а один из синхронных крупнокалиберных пулеметов над мотором сняли вместе с боезапасом, что позволило снизить полетный вес с нагрузкой у первых серийных машин до 2870 – 2875 кг (вместо 3040 кг у Як-7б).

В момент создания и вступления в бой (начало 1943 г.) это был один из лучших истребителей ВВС Красной Армии, обладавший хорошей скоростью на малых и средних высотах и прекрасной маневренностью в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться под самые разнообразные боевые задачи. Все модификации не отличались существенно друг от друга по внешнему виду и эксплуатационным параметрами, что облегчало использование «девяток» на фронтах войны. Основными типами являлись: фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный перехватчик, учебно-тренировочный и вывозной истребитель.

Всего истребитель Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строили серийно. На них устанавливалось пять новых или модифицированных двигателя, семь вариантов вооружения. Як-9 выпускался серийно свыше шести лет – с октября 1942 по декабрь 1948 г. тремя заводами: № 153 в Новосибирске (головной), № 166 в Омске и № 82 в Москве. Последняя серийная модификация Як-9П существенно отличалась: имела цельнометаллическую конструкцию, мощный и более высотный мотор ВК-107А, с дополнительным объемом спецоборудования в соответствии с послевоенными требованиями.

С момента своего создания Як-9 постоянно модернизировался. Уже осенью 1942 г. конструкторы попытались заменить серийный двигатель М-105ПФ на более мощный М-106 с односкоростным нагнетателем с целью дальнейшего улучшения летных характеристик вблизи земли, где чаще всего разворачивались воздушные бои на советско-германском фронте. Машина была перспективной, хорошо проявила себя во время учебных воздушных боев с трофейными Bf 109G-2, однако недоведенность мотора не позволила строить эти истребители серийно. Более долгая и счастливая судьба была уготована двум другим модификациям: Як-9Т и Як-9Д.

М.С. Тайч, 659 ИАП

Як-9Т отличался от базовой модели вооружением: вместо пушки ШВАК-20 в развале цилиндров блоков мотора установили пушку НС-37 (ОКБ-16, созданной под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова). Авиационная пушка прошла войсковые испытания, после чего ее приняли на вооружение. Установка большой и тяжелой пушки потребовала внести изменения в конструкцию: усиления каркаса фюзеляжа, сдвига назад на 40 см кабины и др. Кроме того, 37-мм пушки потребовала повышения качества монтажных работ, поскольку значительная отдача при стрельбе (примерно 5500 кг) часто первоначально приводила к нарушению соединений трубопроводов, а также появлению трещин и разрушению отдельных деталей. Вес секундного залпа оружия Як-9Т составлял 3,74 кг против 2,0 у обычных Як-9.

Як-9Д также являлся основной модификацией, отличаясь от первых машин запасом горючего и смазочного материала. Вместо двух бензобаков на 440 л установили четыре на 650 л (с учетом добавления корневых и консольных), одновременно увеличив запас масла на 23 кг. Это новшество позволило увеличить максимальную дальность полета истребителя до 1360 км (вместо 830 – 850 км), что оказалось важным преимуществом при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков на значительные расстояния за линию фронта. В то же время, отсутствие на истребителе авиагоризонта и радиополукомпаса серьезно ограничивало применение Як-9Д в плохих погодных условиях, а малая дальность радиосвязи (всего 60 км) приводила к тому, что передать информацию летчику с земли было практически невозможно.

С весны 1943 г. Як-9Т и Як-9Д стали основными модификациями (построено, соответственно, 2748 и 3058 машин). На заводе № 153 имелось две сборочные линии по выпуску машин; обе модификации строили параллельно. Весной 1944 г. по инициативе А.С. Яковлева была создана унифицированная модификация Як-9М (с фюзеляжем по типу Як-9Т) позволявшая, в зависимости от назначения устанавливать или дополнительные топливные баки, или мощную 37-мм пушку. Кроме того, на этой машине устранили большинство дефектов и замечаний, выявленных за время эксплуатации «девяток». Хотя для середины 1944 г., когда серийно стали строить Як-9М, их основные летно-тактические данные не могли считаться хорошими (они уступали по скорости современным немецким Bf 109G-6 и FW 190A-8), наши летчики любили Як-9 за надежность, простоту пилотирования, хорошую маневренность. Всего до конца войны было построено 4239 Як-9М.

Во второй половине войны многие наши полки имели на вооружение не один, а разные типы «яков» – Як-1, Як-7б, Як-9. С лета 1944 г. большинство советских асов предпочитали сражаться на еще более легком и маневренном Як-3, обладавшим к тому же перевесом в скорости на малых и средних высотах над немецкими истребителями. Среди тех, кто почти до конца войны воевал на более ранних моделях «яков», наибольших успехов добился капитан, потом майор дважды Герой Советского Союза А.В. Ворожейкин из 728-го иап: он сбил 30 неприятельских самолетов лично и 1 в паре на Як-7б, к которым добавил еще 15 побед на Як-9Д и Як-9Т в период с февраля по апрель 1944 г.