Конструкторы
вернуться в раздел
Яковлев Александр Сергеевич
Зачинатель советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации, создатель серии легких и маневренных истребителей «як», широко применявшихся всю войну.

Статистика

Истребители «ЯК», которые принесли славу коллективу, были построены в 1940–1945 гг. в количестве около 34 000 шт. Последняя модификация, Як-3 оказалась самой легкой и маневренной в своем классе, превзошла хваленые «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы». После войны А.С. Яковлев продолжил конструкторскую деятельность. Под его руководством ОКБ выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

Биография

Родился 1 апреля 1906 г. в Москве, в семье служащего. Окончил Александровское коммерческое училище, с детства увлекался авиацией и воздухоплаванием. В 1924 г. Яковлев построил свой первый летательный аппарат. На созданном в 1927 г. легком самолете АИР-1 лётчик А.И. Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

Кем был

Зачинатель советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Обладал ярко выраженными организаторскими талантами. Вслед за рядом лёгких авиеток молодой коллектив КБ разработал учебно-тренировочные самолеты, из которых массово строились УТ-1 и УТ-2, а затем занялся постройкой военных самолетов.

Чем знаменит

В конце 1939 г. коллектив Яковлева построил легкий и маневренный истребитель Як-1 с пулеметно-пушечным вооружением, летавший примерно на 100 км/ч быстрее серийных И-16, что обусловило его быстрое принятие на вооружение нашими ВВС. На основе Як-1 Яковлев создал целое семейство истребителей: Як-7, Як-9 и Як-3, которые принесли заслуженное признание главному конструктору и всему коллективу. В 1940-1946 гг. являлся заместителем и первым заместителем наркома авиационной промышленности. Созданный после войны Як-18 стал «летающей партой» молодых пилотов, на нем впервые в июле 1955 г. самостоятельно взлетел Ю.А. Гагарин. Як-38 стал первым в СССР серийным палубным самолетом вертикального взлета и посадки.

Места сражений

Истребители «як» принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны. С осени 1942 г. они направлялись на укомплектование соединений резерва Ставки, а с середины 1943 г. были самыми распространенными самолетами истребительной авиации. Применялись от Ледовитого океана и Балтики до Черного моря.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

На Як-1 сражались один из лучших защитников неба Москвы капитан К.Н. Титенков, командир полка асов И.И. Клещев, чья слава засияла во время боев над Дону и под Сталинградом, на самолетах А.С. Яковлева одержали свои победы майор А.И. Колдунов из 866-го иап (46 + 1) и капитан С.Н. Моргунов из 15-го иап (41 + 0), каждый из которых провел 96 боев. Только «яками» вооружался, например, 3-й авиакорпус дважды Героя Советского Союза Е.Я. Савицкого. Из 25 летчиков-истребителей дважды Героев 17 всю войну или часть ее сражались на «яках».

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 22 августа 1989 г. в возрасте 83 лет.

Государственные награды и регалии

Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, десятикратный кавалер (уникальный случай!) ордена Ленина, других наград, включая французский офицерский крест ордена Почетного легиона. В столице в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева. Имя Яковлева носят: Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115), Московский машиностроительный завод «Скорость», улица Авиаконструктора Яковлева в Москве.